Тайны поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
10-11 класс
|
Композиционное своеобразие поэмы Н. В.Гоголя «Мертвые души» определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в следующих томах должны были произойти пробуждение души героя и его нравственное воскрешение. Автор смог завершить лишь первый том поэмы, но общий замысел повлиял на композиционное своеобразие этого единственного тома. В повествовании обнаруживается как бы двойная композиционная логика: «логика обличения» (связанная с идейной задачей первого тома) и «логика проповеди», обусловленная общей задачей «триптиха».
Вначале рассмотрим, как организовано в поэме «сатирическое пространство». Центральный герой путешествует по губернскому захолустью с целью приобретения «мертвых душ». Вначале предметом сатирического обличения становятся помещики, затем автор рисует коллективный образ губернского чиновничества. Высшую ступень общественного зла олицетворяет столичный чиновник из вставной новеллы «Повесть о капитане Копей кипе».
Другие вопросы из категории
10 класс, 150 слов минимум
Читайте также
Чичиков только
улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду. И
какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться,
загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее
ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая
сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты,
летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с
темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся
дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем
быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только
небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла
только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем
разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в
очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а
наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский
расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит
черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем,
спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да
вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась,
понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темносерыми или, лучше, дикими стенами, дом в роде тех, какие у нас строят для военных поселений и немецких колонистов Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но всё было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке
КУДА приехал Чичиков?