А.П. Чехов "Вишневый сад". Как относяться действующие лица к продаже вишневого сада?(каждый герой отдельно)
10-11 класс
|
Литературоведы много внимания уделили этому вопросу, я же отмечу то, что
поразило меня в пьесе “Вишневый сад”, этой “лебединой песне” великого
драматурга: подобно принцу датскому, герои Чехова ощущают свою
затерянность в мире, горькое одиночество. На мой взгляд, это относится
ко всем персонажам пьесы, но прежде всего — к Раневской и Гаеву, прежним
хозяевам вишневого сада, оказавшимся “лишними” людьми и в собственном
доме, и в жизни. В чем же причина этого? Мне кажется, что каждый герой
пьесы “Вишневый сад” ищет жизненную опору. Для Гаева и Раневской ею
является прошлое, которое опорой быть не может. Никогда Любовь Андреевна
не поймет своей дочери, но ведь и Аня никогда не осознает по-настоящему
драму матери. Лопахин, который горячо любит Любовь Андреевну, никогда
не сможет понять ее пренебрежительного отношения к “практической стороне
жизни”, но ведь и Раневская не желает пустить его в мир своих чувств:
“Милый мой, простите, вы ничего не понимаете”. Все это несет в пьесе
особый драматизм. “Старая женщина, ничего в настоящем, все в прошлом”, —
так характеризовал Раневскую Чехов в своем письме Станиславскому.
Что же в прошлом? Молодость, семейная жизнь, цветущий вишневый
сад — все это кончилось. Умер муж, имение пришло в упадок, возникла
новая мучительная страсть.
Гаев является еще одним персонажем, которого можно отнести к категории
“лишних людей”. Леонид Андреевич, человек немолодой, большую часть жизни
уже проживший, похож на состарившегося мальчика. Но ведь сохранить юную
душу мечтают все люди! Почему же Гаев порой раздражает? Дело в том, что
он попросту инфантилен. Не юность с ее романтикой и мятежностью
сохранил он, а беспомощность, поверхностность.
Звук бильярдных шаров, подобно любимой игрушке, может мгновенно излечить его душу (“Дуплетом... желтого в середину...”).
Кто же является настоящим хозяином жизни в этом мире?
В отличие от прежних обладателей вишневого сада, чьи чувства
устремлены в прошлое, Лопахин — весь в настоящем. “Хам”, — однозначно
характеризует его Гаев. По мнению Пети, у Лопахина “тонкая и нежная
душа”, а “пальцы, как у артиста”. Интересно, что оба правы. И в этой
правоте заключен парадокс образа Лопахина.
“Мужик мужиком”, несмотря на все богатство, которое он заработал
потом и кровью, Лопахин непрерывно работает, находится в постоянной
деловой горячке. Прошлое (“Мой папаша был мужик.., меня не учил, а
только бил спьяна...”) отзывается в нем дурацкими словечками,
неуместными шутками, засыпанием над книгой.
Но Лопахин искренен и добр. Он заботится о Гаевых, предлагая им проект спасения от разорения.
Но именно здесь и завязывается драматический конфликт, который
заключается не в классовом антагонизме, а в культуре чувств. Произнося
слова “снести”, “вырубить”, “почистить”, Лопахин даже не представляет, в
какой эмоциональный шок повергает он своих бывших благодетелей.
Чем активнее Лопахин действует, тем глубже становится пропасть
между ним и Раневской, для которой продажа сада означает смерть: “Если
уж так нужно продавать, то продавайте и меня с садом”. А в Лопахине
нарастает чувство какой-то обделенности, непонятости.
Другие вопросы из категории
))) 1)тема
2)идея
3) метафоры, эпитеты, сравнения
Почему А.С.Пушкин назвал произведение "Капитанская дочка"?
Какие проблемы в главе, с чем согласны и не согласны. Кто нибудь делал такое?
Читайте также
эпизоде передано торжество Лопахина-купца
изображается война и как относится к ней автор.
высшего света? (что думали как относились к Пьеру представители этого сообщества)